Ведомости,
10 октября 2016 г.
Финансовый рынок: Вопросы к реформе
698 просмотров
Анонсированные Центробанком кадровые изменения в блоке банковского надзора касаются не только судьбы нескольких, хоть и знаковых для рынка, персон. Речь может идти о серьезном изменении самой философии регулирования финансового рынка, которое отразится на всех его участниках.
Одним из аргументов, которые лежали в основе принятия четырехлетней давности решения о создании мегарегулятора, был и такой – необходимо наконец выработать единые базовые правила игры на общем финансовом рынке, именно для этого и нужен единый орган с единой философией регулирования и надзора. Напомню, что до того наш рынок был раздерган между разными ведомствами, которые исповедовали совершенно разные регуляторные принципы. За банками традиционно следил ЦБ, за страховщиками – ФССН, за профучастниками рынка ценных бумаг – ФСФР, за товарными биржами – ФАС, за инвестированием средств пенсионных накоплений – Минфин и т. д. В результате в разных сегментах финансового рынка были сформированы разные правила всего – от разных барьеров на вход в отрасль, разных требований к капиталу, персоналу, отчетности, разрешенным для инвестирования активам, членству в СРО, к системе проверок и санкций до разных процедур отзыва лицензий.
Объединение разных секторов под формально единой крышей небанковского надзора внутри ЦБ до сих пор не очень способствовало единообразию в принципах и методах регулирования. Да, определенные изменения произошли. Например, были унифицированы правила ПОД/ФТ (противоотмывочное законодательство) и отношения между кредитором (банковским и небанковским) и заемщиком-гражданином. Однако принципиальные различия в подходах к регулированию не только между банковским и небанковским секторами, но и внутри небанковского сектора сохраняются и сейчас.
И вот Банк России заявил о частичном переходе на кросс-секторальный подход: будет создан единый департамент допуска на финансовый рынок, единый департамент ликвидации и оздоровления финансовых институтов, а также единая служба анализа рисков. С одной стороны, можно только приветствовать такое решение. С другой стороны, мегарегулятор пока никак не пояснил цель своих решений и тем более не рассказал о последующих шагах. Остается слишком много вопросов.
Первые два департамента создаются в блоке небанковского надзора, а служба анализа рисков – в блоке надзора банковского. Значит ли это, что в вопросах входа на рынок и ухода с него будет преобладать небанковский подход, а в вопросах риск-менеджмента – банковский? Небанковский подход к лицензированию предполагает отдельные процедуры получения правосубъектности как юридического лица и как лицензиата, обязательность членства в СРО и в ряде случаев – необходимость наличия индивидуальных аттестатов на право работы на рынке. В банковском деле все наоборот. Будет ли в «едином департаменте» продолжаться раздвоение сознания или банки загонят в обязательные саморегулируемые организации? Или, может, наоборот, регистрировать кредитные кооперативы как юрлица будут в ЦБ (подобные предложения есть уже, например, в отношении страховых компаний)?
С одной стороны, вроде бы даже у объединенного департамента допуска не должно быть много работы – в последние годы количество субъектов всех сегментов финансового рынка стремительно сокращается, при этом новые компании выходят на рынок в единичном количестве (кроме, пожалуй, микрофинансового сектора). Так, на банковском рынке количество отозванных и выданных лицензий соотносится примерно как 100:1, случаи появления новых банков уникальны и все они связаны с выходом на рынок иностранных «дочек». Это следствие как завышенных (и все увеличивающихся) барьеров на вход на рынок, так и крайней инвестиционной непривлекательности банковской отрасли в текущих макроэкономических условиях. Аналогичная ситуация и с другими традиционными сегментами финансового рынка.
С другой стороны, департамент допуска нефинансовых организаций занимается не только выдачей лицензий, но и, например, допуском на рынок эмитентов, то есть регистрацией проспектов эмиссий. Это традиционно был самый крупный потенциальный «профит-центр» еще при ФКЦБ/ФСФР. Также он регистрирует изменения правил деятельности некоторых видов профучастников. В общем, есть чем себя занять, даже несмотря на то, что бума IPO в ближайшие годы не предвидится. Будут ли обособлены подразделения, занимающиеся допуском участников и допуском финансовых инструментов на рынок? Будут ли наконец унифицированы правила эмиссии банковских и небанковских ценных бумаг? Пока регулятор не дал ответа.
Как можно разделить централизованный допуск на рынок с децентрализованным надзором? Будет ли сделан следующий логичный шаг – появление общего надзора? Пока все предпосылки к этому есть, но как свою цель ЦБ это официально не заявлял.
Передача полномочий по финансовому оздоровлению в блок небанковского надзора означает ли появление в ЦБ нового куратора Агентства по страхованию вкладов, а также нового куратора для создаваемого фонда санации? Будут ли процедуры банковской санации распространены на другие сегменты рынка? Появление отдельного подразделения по риск-анализу приведет ли к дополнительной отчетности и нагрузке на финансовые институты? Значит ли это, что дискуссия на тему «развитие vs. стабильность» окончательно решена в пользу второго? Ведь любой крупный предприниматель скажет, что главным тормозом на пути внедрения новаций зачастую становятся подразделения риск-менеджмента (да простят меня их сотрудники, к которым я питаю искреннее уважение). Кстати, второй тормоз – это подразделения комплаенс-контроля, которые при сохранении регулятивных тенденций скоро будут превалировать над бизнес-подразделениями. До сих пор департамент ЦБ, склонный к анализу всякого рода рисков, был в ведении зампреда, отвечающего за финансовую стабильность, и славился своим крайним любопытством в отношении бизнес-процессов всех хоть сколько-нибудь значимых участников рынка. Продолжится ли (усилится ли?) эта практика?
Это вовсе не мелкие технические вопросы. Это вопросы, от ответа на которые зависит судьба тысяч игроков финансового рынка и сотен тысяч их сотрудников и клиентов.
К сожалению, непредсказуемость действий регулятора стала серьезным фактором, сковывающим бизнес-активность участников рынка. В самом деле, в мае Банк России выпустил фундаментальный, долго разрабатывавшийся и обсуждавшийся документ под названием «Основные направления развития финансового рынка РФ на 2016–2018 гг.». Там про подобные новации не было сказано ни слова. После этого руководители ЦБ, в том числе его банковского надзора, неоднократно выступали с самых разных трибун, обрисовывая перспективы и задачи. Последние такие публичные выступления были менее месяца назад в Сочи. И вдруг – неожиданный пресс-релиз со словами: «Стало очевидно, что для решения накопившихся проблем недостаточно настройки и интенсификации работы в рамках существующей надзорной практики, необходима глубокая перестройка надзора, обновление всей системы».
Что такого случилось во второй половине сентября в нашем финансовом секторе, после чего очередная революция стала очевидной необходимостью? Чтобы не плодить конспирологические догадки, не лучше ли просто придерживаться собственных публичных стратегий или объяснять, в чем необходимость их пересмотра? Ведь в области макроэкономической политики Банк России уже научился формулировать и объяснять свои долгосрочные цели и приучил финансистов к тому, что обещания регулятора выполняются. Хорошо бы это умение распространить и на область регулирования и надзора.
Алексей САВАТЮГИН Автор – председатель правления АНО «Экономическая летопись», заместитель министра финансов России в 2010–2013 гг.
Вся пресса за 10 октября 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|